ПД.04 Обществознание
(ПД.04 )


Тема 1.1 Социальные качества человека и социализация Свобода и ответственность

Социализация человека.

Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).

Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.

Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.

Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни.

Свобода и её ограничители.

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.
Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них».

Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь — права и свободы других людей.

В мире есть силы, действующие непреложно, неотвратимо. Эти силы влияют и на деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли.

В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а

в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей».

Таким образом, трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.

Ответственность и свобода.

Рассмотрим еще одну ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетенного, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем платить придется самым дорогим — собственным здоровьем, а иногда и жизнью.

Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберет здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

Отклонение человека от установленных социальных норм вызывает, как вы уже знаете, определенную реакцию со стороны общества. Негативное отклонение вызывает социальные санкции, т. е. наказание за неодобряемые действия. Такое наказание еще называют ответственностью человека за свою деятельность и ее последствия. (Вспомните, в каких случаях наступает уголовная, административная, материальная и другие виды ответственности.) Но понятие «ответственность» связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда мы говорим о чувстве ответственности, долга. Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений. Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется. Так, человек в толпе способен на такие действия — оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке. В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей. В такие моменты ослабляются внутренние ограничители, снижается беспокойство по поводу общественной оценки. Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.

Контрольные вопросы:

1.Напишите определение понятию социализация?

2.Напишите ограничители абсолютной свободы?

3.Напишите определение понятию ответственность?